Детский сад №3 с. Екатеринославка "Дюймовочка"

Мастер - класс "Играем пальчиками - развиваем речь"

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками -  развиваем речь»

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашами, мячами, кольцом, ладошками,  выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

Ребенок постоянно постигает окружающий мир. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить, пробовать на вкус. Уже достаточно давно специалисты уделяют вниманию вопросу развития мелкой моторики рук детей. Поэтому для развития мелкой моторики я выбрала пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь.

Уважаемые коллеги давайте представим, что мы дети и поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика:

«ДОМ»

Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нем, (руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была,

(ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла,

(пальцы растопырины, руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял,

(руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пес ворота охранял.

(одна рука «пес», мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было,

(скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шел,

( «стряхивающие»  движения)

И тюльпан в саду расцвел.

(предплечья прижаты, пальцы – лепестки смотрят вверх).

Сказка «Приключения зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук).

Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк – зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им делать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес . Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить-поживать и добра наживать.

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и придает предпосылки к письму.

-- Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочку  на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

-- Положите в  середине листа, вертикально одну счетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так  чтобы они смотрели вниз.

--  Что получилось? (Елочка).

--  Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь).

-- В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолей.

--  Как вы думаете, что получилось? (Цветок).

--  Сколько фасоли вы использовали для цветка? (Шесть).

--  Сколько фасоли белого цвета? (Пять).

 -- Сколько фасоли черного цвета? (Одна).

-- Пять плюс один  -  будет шесть.

-- В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.

-- Дети, что, получилось? (Гриб).

-- В верхнем правом углу положите пять горошин.

--  На что похоже? (Солнце).

--  В каком углу мы не положили ничего? ( В левом верхнем углу).

-- Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна).

  ТЕМА: Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье.

  ЦЕЛЬ: Выявление роли бабушек и дедушек в воспитании внуков.

  ЗАДАЧА: Проанализировать разные точки зрения молодых родителей и представителей старшего поколения по вопросу воспитательного влияния на детей бабушек и дедушек.

 Вступительная часть: озвучивается тема, цель и задача.

Игра-викторина:

- Я приглашаю уважаемых бабушек за круглый стол принять участие в викторине. Играет команда зеленых и команда красных. Итог соревнования будет подводить независимое жюри.(психолог, старший воспитатель).

1.Гейм называется «Открой свой секрет».

Любите ли вы своих внучат? Что вы делаете, чтобы внучата любили вас еще больше? (пишут ответ)

А для молодых родителей зачитывается ситуация, как бабушка любит своего внука.

В вагон вошла бабушка с внуком. Пассажиры, потеснившись, освободили место, и мальчуган тут же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал , обращаясь к мальчику: «Мы уступили место твоей бабушке, она  наверное устала». « Ты уже большой», добавил кто-то. «Ничего, я постою, сказала пожилая женщина. – Какой же он большой, это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет».

«Конечно, большой, должен уступить место, и не только своей бабушке. В вагоне народу немного, и мальчик может постоять», - возразила женщина.

Бабушка недовольно поджимает губы, и обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не на уступаешься».

Вопрос: Есть ли в словах и поступках бабушки ошибки по отношению к ребенку? Ваше мнение о данной ситуации.

Итак : советы-секреты от бабушек.

2.Гейм – «Вопросы с изюминкой».

Задаются вопросы по очереди команде красных и команде зеленых. -  На ваш взгляд:

1.Плохо это или хорошо, что внук ,играя во дворе часто пачкается?

2.Нужно ли защищать внука в его присутствии, если родители его наказали?

3.Как часто говорить внуку «нельзя»?

4.Можно ли рассказывать ребенку страшные истории или сказки на ночь?

5.Можно ли, втайне от родителей, разрешать ребенку то, что они запретили?

6.Всем нам хочется знать, почему одни дети избалованы, а другие нет?

3.Гейм – «Кто быстрее ответит на вопрос?» (В этом гейме можно пользоваться подсказкой зала).

- Каждая семья вьет свое гнездо. Речь пойдет о жилище.

«Как называются жилища разного назначения у разных народов?»

- Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата)

- Переносное жилище у кочевых народов. (Кибитка)

- Отдельная комната монаха в монастыре. (Келья.)

- Переносной шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта.)

- Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки.(Вигвам.)

- Дворец или крепость феодала.(Замок.)

- Переносной шалаш, крытый шкурами, корой, войлоком у коренных жителей Крайнего Севера. (Чум.)

- Комфортабельный загородный дом с парком или садом. (Вилла.)

- Жилище кавказских горцев. (Сакля.)

-Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (Мазанка.)

- Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш.)

-Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей Северо-Восточной Сибири. (Яранга.)

-Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (Землянка).

- Отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней и т.д. (Квартира).

- Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка).

  Для молодых родителей предлагается  ответить на вопрос:

 «В чем вы видите ценность участия старшего поколения в семейном воспитании?» (пишут ответ). Подводится итог соревнования.

А для бабушек психологический тест:

«Наиболее распространенные типы бабушек».

Деловая бабушка. Энергичная женщина, у нее есть любимая работа, которую не оставишь даже ради внуков. Предпочитает общаться с ребенком по выходным несколько часов, и основная помощь, которую она готова оказать,  --  приобретение необходимых вещей для ребенка. От нее часто можно услышать: «Я вырастила своих детей без бабушки», «Сами родили, сами и воспитывайте».

Наседка. Бабушка, которая решила полностью посвятить себя внукам. Она самоотверженно бросается воспитывать малышей. Мама отстраняется от всего, в чем ее можно заменить (купание, переодевание, укладывание спать)

Такая бабушка сама знает, как правильно воспитывать, ограждая малыша от «тлетворного» влияния родителей.

Контролер-наставница. Такая бабушка несколько отстранена от ребенка, она почти ничего не делает, чтобы облегчить жизнь молодой мамы, но старательно отчитывает ее за неправильное воспитание малыша.

Основная реплика: «Я детей воспитывала совсем не так! Ты делаешь все неправильно!»

Прогрессивная бабушка. Считает, что родители не занимаются ребенком в должной мере. В малыше бабушка стремиться реализовать все то, что не смогла воплотить в себе и в своих детях. «Вот он уж точно добьется того-то и того-то. Станет тем-то и тем-то», - часто повторяет она.

Обычная бабушка. Всегда готова помочь в свободное время, чем-то может пожертвовать ради внука, поскольку хорошо помнит, как росли ее дети. Иногда удивляется тому, как родители растят малыша, но при этом не ведет активных «боевых действий» для защиты подрастающего поколения.

Итог соревнования. Итог, ваше мнение: «Нужна ли молодым родителям помощь старшего поколения?».

В завершение нашего разговора, хочется выразить вам благодарность за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полной любви к внукам .И подарить вам памятку «Советы по воспитанию внуков и внучек».

Памятка для бабушек и дедушек «Советы по воспитанию внуков и внучек»

1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.

3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.

4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести переживания.

7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.

8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.

9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.

10. Говорите с ними, как со взрослыми.

11. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

12. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.

2 апреля 2016 в 19:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.